Главная Об Аккумуляторах Исследование и обслуживание тяговой АКБ перронного тягача

Исследование и обслуживание тяговой АКБ перронного тягача

tyagach-1

 

Рисунок 1– Перронный тягач

Перронный тягач оснащен аккумуляторной батарей из 40 элементов, собранных в две секции.

tyagach-2

Рисунок 2 – Отдельные элементы батареи можно извлекать

В рамках продолжения работы рабочей группы по вопросу эффективности применения оборудования по анализу состояния и активации тяговых аккумуляторных батарей  были проведены исследовательские работы по экспресс анализу состояния и проведения контрольно–тренировочных циклов (КТЦ) аккумуляторной батареи (далее АКБ) (Sombor280), состоящей из 40 элементов на перронном тягаче.

Для проверки состояния каждого отдельного элемента АКБ использовался анализатор электрохимических источников питания AEA30V. 

Терминология

Тренировка аккумулятора – два или больше циклов «разряда-заряда» с контролем и ограничением сразу нескольких параметров — тока, напряжения, времени, энергии. В зависимости от типа, процесс заряда аккумулятора разделен на несколько этапов. Для свинцово-кислотных аккумуляторов, контрольно-тренировочные циклы проводятся с целью разложить сульфаты, увеличивая полезную площадь свинцовых пластин, на максимальную глубину активной массы, повысить плотность электролита, уменьшить внутренне сопротивление и увеличить реальную емкость аккумулятора.

Реальная ёмкость аккумулятора определяется при разряде полностью заряженного аккумулятора до минимально допустимых значений (в нашем случае до 1.8 Вольта на один аккумулятор). АКБ разряжается постоянным током с замером времени, сама емкость измеряется в А/ч с учетом величины тока разряда.

Внутреннее сопротивление (полное – импеданс, активное и реактивное) аккумулятора измеряется на одной или нескольких частотах, как правило, указывается в мОм.

Реверсирование аккумулятора в батарее при работе на нагрузку - процесс, при котором на неисправном элементе батареи напряжение падает до нуля и после этого он начинает заряжаться в обратной полярности.

tyagach-3

 

Рисунок 3 – Реверсирование элемента. Дефектный элемент работает как нагрузка, причем на плюсовую клемму дефектного элемента подается минус от исправных элементов и он заряжается в «обратную сторону»

Методика выявления проблемных элементов

 Чтобы выявить проблемные элементы АКБ (аккумуляторы), при помощи анализатора AEA30V измеряли напряжение и внутреннее сопротивление каждого отдельного аккумулятора.

ПРИМЕЧАНИЕ: Проблемные аккумуляторы существенно отличающиеся по сопротивлению или напряжению от среднего значения.

Результаты измерений представлены на Рисунке 4 - на нижней оси указаны номера элементов АКБ (всего 40 шт.), на вертикальной оси показаны напряжения в Вольтах (розовый цвет) и активное сопротивление в мОм (голубой цвет) для каждого элемента.

Полные данные представлены в Приложении 1.

tyagach-4

Рисунок 4 – Результаты измерений 40 элементов батареи

По гистограмме на Рисунке 4 видно, что в батарее есть три проблемных аккумулятора №26, №37, №39. Внутреннее сопротивление у этих аккумуляторов существенно выше среднего значения относительно других элементов. Кроме того, у номера 39 еще и напряжение ниже нормы.

Время на процесс измерения одного элемента составляет около 20 секунд, все элементы батареи были обмеряны примерно за 15 минут.

Аккумулятор №39

Аккумулятор под №39 необходимо было срочно оттренировать или заменить на исправный, т.к. именно он сильнее всего влиял на параметры всей АКБ. Поскольку тренировка неисправного аккумулятора процесс длительный, а тягач не мог долго простаивать, решили заменить элемент №39 заведомо исправным.

tyagach-5

 

Рисунок 5 – Неиспользованные резервные элементы, хранящиеся на складе

На складе аэропорта хранятся неиспользованные резервные элементы аккумуляторной батареи. У шести аккумуляторов, имеющихся в наличии, замерили электрические параметры, для того, чтобы выбрать на какой элемент из них заменить аккумулятор с номером 39.

Элементы исправны, напряжение у всех в норме (для находящихся на хранении), а внутреннее сопротивление у элемента 6 выше, чем у других.

tyagach-6

 

Рисунок 6 – Результаты измерений 6 шт. запасных элементов аккумуляторной батареи, которые хранились на складе

Полные данные о результатах измерений 6 неиспользованных элементов представлены в Приложении 2.

Правильный ввод в эксплуатацию АКБ

При работе с аккумуляторными батареями крайне важно обеспечить их правильный ввод в эксплуатацию, поскольку если в АКБ будут элементы, которые существенно отличаются по электрическим характеристикам от "соседних", то батарея не будет работать нормально. Например, в батарее, состоящей из 40 элементов, из-за одного неисправного элемента потери отдаваемой АКБ мощности, могут доходить до 9% (!).

Для того, чтобы показать важность тренировки аккумулятора перед вводом в эксплуатацию, из шести резервных аккумуляторов был выбран элемент с заведомо худшими характеристиками (№6).

Этому элементу был проведен один контрольно тренировочный цикл «разряд-заряд-разряд- заряд» с помощью активатора АЕAС-12V, при этом каждый раз учитывалось, сколько энергии аккумулятор принял при заряде и отдал при разряде.

tyagach-7

 

Рисунок 7 – Процесс обслуживания аккумулятора на активаторе AEAC-12V. Активатор управляется при помощи ноутбука по Ethernet (или по Интернет, при дистанционном способе). Черный высокий элемент - тренируемый аккумулятор. VARTA используется в качестве опоры

«Снимки» экрана сделаны с помощью программы, управляющей активатором AEAC-12V. В программе задаются режимы тестирования, токи и напряжения, ограничения по времени и емкости заряда.

На «снимках» отображены ступени циклов испытания (тренировки) аккумуляторов и батарей (в нашем случае батареи состояли из двух аккумуляторов). Указан тип выполняемого действия: заряд-разряд-пауза (в этом режиме активатор осуществляет измерения без подачи на аккумулятор или АКБ зарядного тока или нагрузочного тока). Указаны контрольные значения для каждой ступени, установленные ограничения, по достижении которых активатор автоматически переходит на следующую ступень, емкость и время для каждой ступени и справочная информация о том. На основании чего активатор завершает работу на конкретной ступени. Токи и напряжения для каждой ступени выбраны исходя из заявленных производителем характеристик и типа аккумулятора.

tyagach-8-1

Рисунок 8.1 – Первый цикл

tyagach-8-2

Рисунок 8.2 – Второй цикл

В Таблице 1 сведены данные элемента №6 до и после тренировки.

Таблица 1

  Разрядная емкость, Ач Сопротивление R100, мОм Напряжение, В Плотность электролита, г/см3
До тренировки 115,82 0,808 2,022 1,2
После тренировки 296,98 0,718 2,167 1,29

Из полученных данных ясно, что вводить этот аккумулятор в эксплуатацию без проведения обслуживания было бы, по меньшей мере, не разумно, поскольку ёмкость ДО тренировки 116 А/ч и 297А/ч ПОСЛЕ тренировки.

После тренировки, реальная ёмкость аккумулятора увеличилась в 2,5 раза, что прекрасно подтверждает для чего должен осуществляться правильный ввод в эксплуатацию.

tyagach-9

Рисунок 9 – Батарея с извлеченными элементами

Элемент АКБ под номером №39 был заменен без вывода тягача из эксплуатации. Снятый с тягача аккумулятор был испытан и прошел три тренировочных цикла. Результаты показаны на «снимках» экрана на рисунках 10.1 – 10.3.

tyagach-10-1

Рисунок 10.1 – Первый цикл

tyagach-10-2

Рисунок 10.2 – Второй цикл

tyagach-10-3

Рисунок 10.3 – Третий цикл

В таблице 2 сведены данные элемента №39 до и после тренировки.

  Разрядная емкость, Ач Сопротивление R100, мОм Напряжение, В Плотность электролита, г/см3
До тренировки 2,55 1,521 2,005 1,0
После 1 цикла 214,00 0,940 2,120 1,27
После 2 цикла 244,10 0,639 2,099 1,30

При имевшейся в нем изначально емкости он реверсировался практически сразу после выхода тягача из депо. Сначала напряжение на нем падало до 0 Вольт, а затем он начинал заряжаться в обратную сторону, представляя из себя нагрузку для остальных аккумуляторов. Это приводило к резкому снижению мощности тягача, причем ток заряда «проблемного» аккумулятора возрастал с увеличением мощности, развиваемой тягачом, например, при перемещении груза. Наличие такого аккумулятора в батарее приводит к быстрому разрушению сначала этого аккумулятора, а если его своевременно не заменить, то и к преждевременному износу остальных аккумуляторов в батарее.

Штатное зарядное устройство «не видит» проблемного аккумулятора во всей АКБ, и если один или несколько аккумуляторов в батарее реверсированы оно будет продолжать заряжать батарею до установленного на зарядном устройстве напряжения. В результате изначально исправные аккумуляторы будут перезаряжаться, а реверсированные будут восстанавливать «полярность», но так и останутся недозаряженными.

При наличии одного реверсированного аккумулятора с высоким внутренним сопротивлением мы имеем уменьшение напряжения батареи даже под небольшой нагрузкой на почти удвоенное номинальное напряжение этого аккумулятора (или аккумуляторов).

Плюсом к этим негативным последствиям - дополнительно отдаваемый АКБ ток уменьшится за счет увеличения внутреннего сопротивления всей батареи.

Для АКБ состоящей из 40 аккумуляторов потеря мощности может составить до 9% из-за одного реверсированного аккумулятора. Не удивительно, что после обслуживания двух аккумуляторов и замены одного на заведомо исправный, персонал без каких-либо приборов ощутил увеличение мощности тягача.

ВАЖНО: Штатное зарядное устройство в подавляющем числе случаев заряжает батарею стабильным напряжением, а не стабильным током, и это дополнительно приводит к перезаряду остальных исправных аккумуляторов. Оно не предназначено для восстановления отдельных аккумуляторов в АКБ.

Итак, с помощью активатора характеристики аккумулятора были восстановлены после двух циклов тренировки, причем для этого не потребовалось бестолково подвергать циклам заряда - разряда всю АКБ или ее половину.

Затем из комплекта запасных аккумуляторов были взяты еще два (№1 и №3), так же худшие из имеющихся, испытаны, соединены последовательно и оттренированы в составе батареи из двух элементов.

Результаты показаны на Рисунке 11.1 и 11.2. Контрольные значения напряжений в два раза выше, т.к. два элемента соединены последовательно в батарею. Такое включение позволяет существенно экономить время на тренировку элементов.

 

tyagach-11-1

Рисунок 11.1 – Первый цикл

tyagach-11-2

Рисунок 11.2 – Второй цикл

В таблице 3 сведены данные элементов №1 и №3 до и после тренировки (аккумуляторы соединены последовательно).

Таблица 3

  Разрядная емкость, Ач Сопротивление R100, мОм Напряжение, В Плотность электролита, г/см3
До тренировки
(1 цикл)
130,79 1,720 4,030 1,20
После 1 цикла
(2-й цикл)
310,20 0,940 4,320 1,28

Как и следовало ожидать, они имели несколько лучшие характеристики, чем самый худший аккумулятор из резервных «неиспользованных со склада». Это подтверждает, что с помощью анализатора можно определить характеристики аккумуляторов и возможность формирования из них АКБ.

При тренировке элементов №26 и №37 выяснилось, что элемент №37, имеет механический дефект и не может быть восстановлен. Это видно по большому сопротивлению R=4.57 мОм, измеренному активатором и по отсутствию приема тока заряда на первых шести ступенях зарядной таблицы. Разница в данных при измерении анализатором и активатором объясняется принципом работы: анализатор имеет два автоматически переключаемых режима нагрузки – 50 и 500 мА, а активатор только один – 500 мА (это связано с различными требованиями к ним – анализатор предназначен для быстрой проверки, активатор – для длительных испытаний и тренировки).

Результаты на рисунке 12.1 и 12.2.

tyagach-12-1

Рисунок 12.1 – Первый цикл тренировки элементов №26 и №37

tyagach-12-2

Рисунок 12.2 – Заряд элемента №26

tyagach-13

Рисунок 13 – В аккумуляторную батарею вставили элемент на замену и оттренированные элементы

Выводы:

1. Аккумуляторная батарея из 40 элементов, несмотря на кажущуюся работоспособность, с оговоркой, что «тягач уже не развивал полную мощность», содержала три «проблемных» элемента. Два из них были восстановлены и возвращены в АКБ, один элемент заменен оттренированным резервным. Мы имеем пример раннего обнаружения неисправности АКБ стоимостью более 260000 рублей, до того когда ее деградация стала бы необратимой.

2. Принципиальное отличие комплекта из анализатора и активатора (или нескольких активаторов) от другого испытательного оборудования:

  • раннее определение «проблемных» элементов АКБ;
  • раннее определение начала деградации отдельных элементов;
  • устранение деградирующих процессов на начальной стадии.

Соответственно оценка и принятие решения о состоянии АКБ в целом позволяет исходить не из статистики, а из реального состояние АКБ. Кроме того, это позволяет вводить такое понятие, как «прогнозируемый отказ АКБ». Приведение этого «реального» состояния к нормальному, основанное на работе именно с проблемными элементами, а не на бесполезном прогоне всей АКБ без контроля за процессами.

3. Что не сделано, а сделать надо. Провести цикл тренировки ВСЕМ аккумуляторам батареи тягача. Поскольку решена только явная проблема, а надлежащее обслуживание не проведено.

Приложение 1

Данные измерений 40 элементов перронного тягача

PrimNumb SecNumb Voltage F Z R X A
3 1 2.162 20.00 0.744 0.744 -0.013 -1.001
      100.0 0.756 0.672 0.348 27.37
      500.0 2.143 0.629 2.049 72.93
      1000. 4.205 0.639 4.157 81.26
               
3 2 2.157 20.00 0.709 0.709 -0.011 -0.888
      100.0 0.691 0.623 0.300 25.71
      500.0 1.883 0.604 1.784 71.29
      1000. 3.673 0.591 3.626 80.74
               
3 3 2.153 20.00 0.688 0.688 -0.008 -0.666
      100.0 0.716 0.618 0.363 30.42
      500.0 2.164 0.580 2.085 74.45
      1000. 4.242 0.581 4.203 82.12
               
3 4 2.165 20.00 0.708 0.708 -0.012 -0.971
      100.0 0.720 0.625 0.359 29.87
      500.0 2.137 0.598 2.052 73.75
      1000. 4.176 0.601 4.133 81.72
               
3 5 2.162 20.00 0.705 0.705 -0.023 -1.868
      100.0 0.686 0.622 0.291 25.07
      500.0 1.848 0.587 1.753 71.48
      1000. 3.584 0.584 3.537 80.62
               
3 6 2.148 20.00 0.718 0.718 0.025 1.994
      100.0 0.717 0.634 0.336 27.92
      500.0 2.030 0.602 1.939 72.75
      1000. 3.968 0.577 3.926 81.63
               
3 7 2.167 20.00 0.682 0.682 -0.011 -0.924
      100.0 0.686 0.607 0.321 27.87
      500.0 1.964 0.560 1.883 73.43
      1000. 3.853 0.534 3.816 82.03
               
3 8 2.162 20.00 0.686 0.686 -0.005 -0.417
      100.0 0.721 0.632 0.348 28.83
      500.0 2.171 0.632 2.077 73.07
      1000. 4.175 0.606 4.131 81.65
               
3 9 2.162 20.00 0.700 0.700 0.030 2.454
      100.0 0.717 0.633 0.337 28.03
      500.0 2.028 0.595 1.939 72.94
      1000. 3.977 0.587 3.934 81.51
               
3 10 2.162 20.00 0.643 0.643 0.023 2.048
      100.0 0.666 0.588 0.313 28.02
      500.0 1.828 0.557 1.742 72.26
      1000. 3.601 0.543 3.560 81.32
               
3 11 2.159 20.00 0.661 0.661 -0.004 -0.346
      100.0 0.656 0.584 0.300 27.18
      500.0 1.812 0.526 1.734 73.12
      1000. 3.565 0.521 3.527 81.59
               
3 12 2.171 20.00 0.688 0.688 -0.002 -0.166
      100.0 0.704 0.604 0.363 31.00
      500.0 2.128 0.562 2.053 74.69
      1000. 4.186 0.578 4.146 82.06
               
3 13 2.171 20.00 0.673 0.673 -0.002 -0.170
      100.0 0.680 0.592 0.335 29.50
      500.0 2.017 0.567 1.936 73.67
      1000. 3.946 0.546 3.909 82.04
               
3 14 2.167 20.00 0.672 0.672 0.003 0.255
      100.0 0.697 0.613 0.332 28.43
      500.0 1.949 0.590 1.858 72.38
      1000. 3.787 0.623 3.736 80.53
               
3 15 2.162 20.00 0.644 0.644 0.009 0.800
      100.0 0.687 0.596 0.342 29.84
      500.0 2.073 0.553 1.998 74.52
      1000. 4.076 0.548 4.040 82.27
               
3 16 2.165 20.00 0.688 0.688 -0.007 -0.582
      100.0 0.702 0.602 0.363 31.08
      500.0 2.132 0.582 2.052 74.16
      1000. 4.209 0.575 4.170 82.14
               
3 17 2.162 20.00 0.684 0.684 0.010 0.837
      100.0 0.720 0.629 0.352 29.23
      500.0 2.073 0.573 1.993 73.95
      1000. 4.089 0.601 4.045 81.54
               
3 18 2.162 20.00 0.682 0.682 0.008 0.672
      100.0 0.723 0.613 0.384 32.06
      500.0 2.214 0.599 2.132 74.30
      1000. 4.258 0.588 4.218 82.06
               
3 19 2.159 20.00 0.668 0.668 -0.006 -0.514
      100.0 0.714 0.607 0.377 31.84
      500.0 2.154 0.652 2.053 72.38
      1000. 4.317 0.590 4.277 82.14
               
3 20 2.171 20.00 0.710 0.710 -0.006 -0.484
      100.0 0.722 0.628 0.358 29.68
      500.0 2.156 0.613 2.068 73.48
      1000. 4.106 0.658 4.053 80.77
               
3 21 2.165 20.00 0.727 0.727 -0.002 -0.157
      100.0 0.715 0.646 0.307 25.41
      500.0 1.938 0.641 1.829 70.68
      1000. 3.743 0.658 3.685 79.87
               
3 22 2.136 20.00 0.736 0.736 0.037 2.877
      100.0 0.771 0.688 0.350 26.96
      500.0 2.037 0.672 1.923 70.73
      1000. 3.936 0.690 3.876 79.90
               
3 23 2.128 20.00 0.718 0.718 0.023 1.834
      100.0 0.735 0.662 0.320 25.79
      500.0 1.924 0.715 1.787 68.19
      1000. 3.654 0.752 3.576 78.12
               
3 24 2.139 20.00 0.716 0.716 -0.019 -1.520
      100.0 0.725 0.622 0.374 31.01
      500.0 2.209 0.582 2.131 74.72
      1000. 4.355 0.588 4.316 82.24
               
3 25 2.148 20.00 0.773 0.773 -0.030 -2.222
      100.0 0.737 0.690 0.260 20.64
      500.0 1.749 0.644 1.627 68.40
      1000. 3.363 0.632 3.304 79.17
               
3 25 2.148 20.00 0.762 0.762 -0.028 -2.104
      100.0 0.731 0.684 0.259 20.73
      500.0 1.689 0.633 1.566 67.99
      1000. 3.250 0.641 3.187 78.62
               
3 26 2.148 20.00 0.794 0.794 -0.005 -0.360
      100.0 0.782 0.727 0.290 21.74
      500.0 1.826 0.687 1.692 67.90
      1000. 3.493 0.672 3.428 78.90
               
3 27 2.133 20.00 0.688 0.688 -0.027 -2.247
      100.0 0.686 0.617 0.300 25.93
      500.0 1.839 0.588 1.743 71.35
      1000. 3.545 0.607 3.493 80.14
               
3 28 2.148 20.00 0.768 0.768 -0.019 -1.417
      100.0 0.761 0.686 0.331 25.75
      500.0 2.052 0.658 1.944 71.30
      1000. 3.976 0.666 3.920 80.35
               
3 29 2.153 20.00 0.757 0.757 -0.030 -2.269
      100.0 0.735 0.683 0.273 21.78
      500.0 1.787 0.638 1.670 69.09
      1000. 3.451 0.634 3.393 79.41
               
3 30 2.162 20.00 0.742 0.741 -0.047 -3.629
      100.0 0.693 0.638 0.272 23.09
      500.0 1.801 0.590 1.702 70.88
      1000. 3.511 0.590 3.462 80.32
               
3 31 2.128 20.00 0.686 0.686 -0.008 -0.668
      100.0 0.667 0.602 0.288 25.56
      500.0 1.821 0.565 1.732 71.93
      1000. 3.547 0.551 3.504 81.06
               
3 32 2.142 20.00 0.758 0.758 -0.018 -1.360
      100.0 0.738 0.673 0.303 24.23
      500.0 1.940 0.627 1.836 71.14
      1000. 3.779 0.642 3.725 80.22
               
3 33 2.148 20.00 0.683 0.683 -0.013 -1.090
      100.0 0.695 0.613 0.328 28.15
      500.0 1.968 0.570 1.884 73.16
      1000. 3.897 0.567 3.856 81.63
               
3 34 2.139 20.00 0.665 0.663 0.056 4.828
      100.0 0.685 0.613 0.307 26.60
      500.0 1.873 0.570 1.785 72.29
      1000. 3.629 0.557 3.586 81.17
               
3 35 2.139 20.00 0.682 0.682 -0.029 -2.434
      100.0 0.651 0.601 0.252 22.74
      500.0 1.685 0.591 1.579 69.47
      1000. 3.280 0.552 3.234 80.31
               
3 36 2.148 20.00 0.695 0.695 -0.021 -1.730
      100.0 0.691 0.618 0.310 26.63
      500.0 1.909 0.560 1.826 72.95
      1000. 3.715 0.586 3.669 80.92
               
3 37 2.150 20.00 0.760 0.760 -0.017 -1.281
      100.0 0.758 0.710 0.267 20.60
      500.0 1.723 0.657 1.593 67.58
      1000. 3.310 0.645 3.247 78.76
               
3 38 2.157 20.00 0.710 0.710 -0.018 -1.452
      100.0 0.728 0.634 0.359 29.52
      500.0 2.240 0.587 2.162 74.80
      1000. 4.366 0.596 4.326 82.15
               
3 39 2.005 20.00 1.666 1.659 -0.161 -5.542
      100.0 1.549 1.521 0.298 11.08
      500.0 2.515 1.420 2.076 55.62
      1000. 4.513 1.408 4.288 71.82
               
3 40 2.142 20.00 0.770 0.770 -0.015 -1.116
      100.0 0.760 0.690 0.320 24.88
      500.0 2.010 0.644 1.905 71.32
      1000. 3.918 0.640 3.866 80.60

Приложение 2

Данные измерений шести резервных элементов, находящихся на хранении

PrimNumb SecNumb Voltage F Z R X A
               
1 1 2.031 20.00 0.830 0.830 -0.035 -2.414
      100.0 0.806 0.746 0.306 22.30
      500.0 1.972 0.682 1.851 69.77
      1000. 3.876 0.591 3.831 81.23
               
2 1 2.028 20.00 0.892 0.892 -0.024 -1.541
      100.0 0.836 0.784 0.291 20.36
      500.0 2.009 0.703 1.883 69.52
      1000. 3.914 0.667 3.857 80.18
               
3 1 2.022 20.00 0.840 0.840 -0.024 -1.636
      100.0 0.810 0.746 0.317 23.02
      500.0 2.075 0.692 1.957 70.52
      1000. 3.987 0.670 3.931 80.32
               
4 1 2.034 20.00 0.833 0.833 -0.013 -0.894
      100.0 0.813 0.748 0.321 23.22
      500.0 2.054 0.692 1.934 70.31
      1000. 4.001 0.668 3.945 80.38
               
5 1 2.031 20.00 0.836 0.835 -0.055 -3.768
      100.0 0.784 0.738 0.265 19.75
      500.0 1.773 0.664 1.645 68.01
      1000. 3.422 0.630 3.364 79.39
               
6 1 2.022 20.00 0.924 0.923 -0.045 -2.791
      100.0 0.850 0.808 0.265 18.15
      500.0 1.887 0.740 1.736 66.91
      1000. 3.637 0.711 3.567 78.72