АКБ Prius
Аккумуляторная батарея автомобиля Toyota Prius. Пробег автомобиля составлял более 300000 (трехсот тысяч) километров. На АКБ имелись следы внешнего механического воздействия. Следов было не много.
Следы «откручивания» на нескольких гайках, крепящих контакты к элементам АКБ. Хозяин автомобиля категорически отрицал чье либо воздействие. Но дефекты на внешней и боковых поверхностях гайки его слова не подтверждали.
Электрические параметры АКБ были измерены с помощью анализатора электрохимических источников питания . Ниже приведены полученные результаты. Результаты оформлены в виде гистограмм.
АКБ автомобиля Toyota Prius состоит из 28 аккумуляторных батарей, каждая из которых, в свою очередь, содержит 6 аккумуляторов. АКБ производится на совместном предприятии Panasonic – Toyota.
«Электролит, используемый в модуле батареи NiMH является щелочной смесью калия и гидроксида натрия. Электролит всасывается в сотовые пластины батареи и обычно не протекает, даже при столкновении.»
Каждая из 28 АКБ имеет свой оригинальный номер. В нашем случае последние 4-е цифры начинались с 61, затем следовали еще две цифры. В гистограммах нумерация отражает фактическое расположение 28 АКБ на основании. Буква «B» в обозначении АКБ в гистограмме не приведена. Следовательно, если в гистограмме мы видим номер элемента «33», значит его оригинальное обозначение оканчивается на «6133B».
Далее на гистограммах:
- Internal resistance R, mΩ — активное внутреннее сопротивление АКБ в мОм, голубая штриховка.
- Reactance X, mΩ — реактивное внутреннее сопротивление АКБ в мОм, голубая штриховка.
- Impedance Z, mΩ — полное внутреннее сопротивление АКБ в мОм, голубая штриховка.
- Voltage U, V — напряжение на АКБ в Вольтах, розовая штриховка
«Cell number» - номера аккумуляторных батарей из их оригинальных обозначений. Всего 28 элементов
По величине активного внутреннего сопротивления можно определить, что худшими по совпадению параметров – «низкое напряжение» и «высокое сопротивление» являются элементы с оригинальными номерами, заканчивающимися на «…6131B» и «…6126B». Напротив элемент «…6142B» имеет существенно лучшие характеристики, при этом не является лучшим из 28 элементов.
По величине реактивного внутреннего сопротивления (в общем случае оно характеризует емкость элемента) можно определить, что худшими по совпадению параметров –«низкое напряжение» и «низкое сопротивление» так же среди отстающих элементы с оригинальными номерами, заканчивающимися на «…6131B» и «…6126B». Элемент «…6142B» опять имеет существенно лучшие характеристики.
А вот по величине полного внутреннего сопротивления – импеданса, ничего определить нельзя. Импеданс, это как раз та величина, которую измеряют недорогие тестеры аккумуляторных батарей (стоимость до 600 долларов СЩА). Гистограмма приведена справочно и подтверждает лишь то, что система заряда автомобиля зарядила 28 элементную АКБ настолько, насколько это было в ее силах.
Далее была осуществлена проверка выявленных «проблемных» элементов «…6131B» и «…6126B» и, относительно них, неплохого элемента «…6142B». Относительно неплохим называем его потому, что нам известно каково должно быть активное сопротивление исправного элемента. У элемента «…6142B» оно выше на 7-8%, чем у заведомо исправного.
Несколько циклов для элемента «…6126B». Мы видим, что сопротивление, на этот раз измеренное активатором, падает, а емкость растет. Но емкость на последнем цикле составляет около 13 (тринадцати) % от емкости исправного элемента.
Несколько циклов для элемента «…6131B». Мы видим, что сопротивление, так же падает, а емкость растет. Но емкость еще ниже, чем у «…6126B».
Теперь тестируем с помощью активатора аккумуляторов тот элемент, который по результатам измерения его параметров анализатором AEA30V должен быть значительно лучше.
Результат – 4.22 Ач из 6.5Ач заявленных производителем. Если бы все 28 элементов конкретной АКБ имели такие характеристики, то у хозяина не было бы никаких претензий, он даже не заметил бы снижение емкости на треть от заявленной производителем.
Итак. Для анализа состояния элементов аккумуляторной батареи автомобиля с гибридной силовой установкой Toyota Prius достаточно анализатора , прикладной программы и небольшого опыта.
Для обслуживания, разумеется, требуется активатор.
Аккумуляторную батарею для анализа и обслуживания необходимо демонтировать с автомобиля и отсоединить контакты. Сами электрические контакты так же необходимо обслуживать – удалять окислы и загрязнения, а затем обрабатывать специальными смазками типа «Liqui Moly» Electronic-Sprey.
Оставлять электрические контакты в том состоянии, какое мы видим на двух предыдущих фото, нельзя.
Обслуживание и тренировка АКБ выразится в ее увеличении срока службы и снижении расхода топлива.
При этом не надо забывать об обслуживании вспомогательной АКБ автомобилей с гибридной установкой.