АКБ Prius

Аккумуляторная батарея  автомобиля Toyota Prius. Пробег автомобиля составлял более 300000 (трехсот тысяч) километров. На АКБ имелись следы внешнего механического воздействия. Следов было не много.

prius-2

prius-3

Следы «откручивания» на нескольких гайках, крепящих контакты к элементам АКБ. Хозяин автомобиля категорически отрицал чье либо воздействие. Но дефекты на внешней и боковых поверхностях гайки его слова не подтверждали.

Электрические параметры АКБ были измерены с помощью анализатора электрохимических источников питания . Ниже приведены полученные результаты. Результаты оформлены в виде гистограмм.

АКБ автомобиля Toyota Prius состоит из 28 аккумуляторных батарей, каждая из которых, в свою очередь, содержит 6 аккумуляторов. АКБ производится на совместном предприятии Panasonic – Toyota. 
 «Электролит, используемый в модуле батареи NiMH является щелочной смесью калия и гидроксида натрия. Электролит всасывается в сотовые пластины батареи и обычно не протекает, даже при столкновении.»

Каждая из 28 АКБ имеет свой оригинальный номер. В нашем случае последние 4-е цифры начинались с 61, затем следовали еще две цифры. В гистограммах нумерация отражает фактическое расположение 28 АКБ на основании. Буква «B» в обозначении АКБ в гистограмме не приведена. Следовательно, если в гистограмме мы видим номер элемента «33», значит его оригинальное обозначение оканчивается на «6133B».

prius-4

Далее на гистограммах:

  • Internal resistance R, mΩ — активное внутреннее сопротивление АКБ в мОм, голубая штриховка.
  • Reactance X, mΩ — реактивное внутреннее сопротивление АКБ в мОм, голубая штриховка.
  • Impedance Z, mΩ — полное внутреннее сопротивление АКБ в мОм, голубая штриховка.
  • Voltage U, V — напряжение на АКБ в Вольтах, розовая штриховка

prius-5-1

«Cell number» - номера аккумуляторных батарей из их оригинальных обозначений. Всего 28 элементов

По величине активного внутреннего сопротивления можно определить, что худшими по совпадению параметров – «низкое напряжение» и «высокое сопротивление» являются элементы с оригинальными номерами, заканчивающимися на «…6131B» и «…6126B». Напротив элемент «…6142B» имеет существенно лучшие характеристики, при этом не является лучшим из 28 элементов.

prius-6-1

По величине реактивного внутреннего сопротивления (в общем случае оно характеризует емкость элемента) можно определить, что худшими по совпадению параметров –«низкое напряжение» и «низкое сопротивление» так же среди отстающих элементы с оригинальными номерами, заканчивающимися на «…6131B» и «…6126B». Элемент «…6142B» опять имеет существенно лучшие характеристики.

prius-7-1

А вот по величине полного внутреннего сопротивления – импеданса,  ничего определить нельзя. Импеданс, это как раз та величина, которую измеряют недорогие тестеры аккумуляторных батарей (стоимость до 600 долларов СЩА). Гистограмма приведена справочно и подтверждает лишь то, что система заряда автомобиля зарядила 28 элементную АКБ настолько, насколько это было в ее силах.

Далее была осуществлена проверка выявленных «проблемных» элементов «…6131B» и «…6126B» и, относительно них, неплохого элемента «…6142B». Относительно неплохим называем его потому, что нам известно каково должно быть активное сопротивление исправного элемента. У элемента «…6142B» оно выше на 7-8%, чем у заведомо исправного.

prius-8

prius-9-1

prius-10-1

prius-11

Несколько циклов для элемента «…6126B». Мы видим, что сопротивление, на этот раз измеренное активатором, падает, а емкость растет. Но емкость на последнем цикле составляет около 13 (тринадцати) % от емкости исправного элемента.

prius-12-1

prius-13

Несколько циклов для элемента «…6131B». Мы видим, что сопротивление, так же падает, а емкость растет. Но емкость еще ниже, чем у «…6126B».

Теперь тестируем с помощью активатора аккумуляторов  тот элемент, который по результатам измерения его параметров анализатором AEA30V должен быть значительно лучше.

prius-14-1

prius-15

Результат – 4.22 Ач из 6.5Ач заявленных производителем. Если бы все 28 элементов конкретной АКБ имели такие характеристики, то у хозяина не было бы никаких претензий, он даже не заметил бы снижение емкости на треть от заявленной производителем.

Итак. Для анализа состояния элементов аккумуляторной батареи автомобиля с гибридной силовой установкой Toyota Prius достаточно анализатора , прикладной программы и небольшого опыта.

Для обслуживания, разумеется, требуется активатор.

Аккумуляторную батарею для анализа и обслуживания необходимо демонтировать с автомобиля и отсоединить контакты. Сами электрические контакты так же необходимо обслуживать – удалять окислы и загрязнения, а затем обрабатывать специальными смазками типа «Liqui Moly» Electronic-Sprey.

prius-16

prius-17

Оставлять электрические контакты в том состоянии, какое мы видим на двух предыдущих фото, нельзя.

Обслуживание и тренировка АКБ выразится в ее увеличении срока службы и снижении расхода топлива.

При этом не надо забывать об обслуживании вспомогательной АКБ автомобилей с гибридной установкой.